Стенограммы заседаний Верховного Совета СССР, [XIII созыв], 1 сессия, 21 октября – 26 декабря 1991.
Бюллетень № 21 заседания Совета Республик, 18 декабря 1991 г.

Электронная версия. Зелёным цветом выделены примечания к электронной версии, отсутствующие в печатном оригинале

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР   
ПЕРВАЯ СЕССИЯ
 
БЮЛЛЕТЕНЬ № 21
ЗАСЕДАНИЯ
СОВЕТА РЕСПУБЛИК
18 декабря 1991 г.
 


СОДЕРЖАНИЕ
 Стр.

Сообщение Председателя Совета Республик Верховного Совета СССР Алимжанова А. Т

3

Сообщение Председателя Комитета Совета Республик по юридическим вопросам Нурмухамедова Г. К. о проекте Заявления Совета Республик Верховного Совета СССР

15

Принятие Заявления Совета Республик Верховного Совета СССР

21
___________

 

Утреннее заседание

18 декабря 1991 года

Зал заседаний Совета Республик Верховного Совета СССР в Кремле. 10 часов.

Председательствует Председатель Совета Республик Верховного Совета СССР А. Т. Алимжанов.

Председательствующий. Уважаемые народные депутаты! Вчера мы прервали наше заседание в связи с тем, что состоялась встреча председателей палат, их заместителей и председателей комитетов с Президентом страны М. С. Горбачевым. На этой встрече Михаил Сергеевич изложил свою позицию, свой взгляд на сегодняшнюю обстановку в стране. Он также проинформировал нас о своем письме, которое, видимо, уже отправлено президентам тех государств-республик, которые примут участие во встрече в Алма-Ате. Президент изложил суть этого письма. Там говорится о трех вещах: о том, что нужно сохранить преемственность, о том, что все нужно делать конституционным, законным путем, и о том, что должно состояться последнее совместное заседание Верховного Совета СССР — так, как полагается в любой цивилизованной стране. В письме также есть замечания по тексту «Соглашения трех», предложения Президента о том, что нужно сохранить какие-то межгосударственные структуры. В данном случае он имеет в виду Совет Республик.

Вот вкратце суть разговора. То есть было просто сообщение Президента. Встреча длилась 45—50 минут. На этом мы вчера разошлись, как будто бы успокоившись, решив, что все должно нормализоваться, войти в конституционное, законное русло.

Но вернемся ко вчерашнему моему сообщению о встрече с Р. И. Хасбулатовым и с другими руководителями Верховного Совета РСФСР, к их заявлению, которое позавчера уже передавалось по радио по всему миру. Вчера текст еще не был подписан, и в него вносились коррективы. Но вот появился новый документ. Я хочу вам его зачитать, хотя здесь в углу написано: «не для печати». Я намерен зачитать документ, потому что это касается не только нас — депутатов, собравшихся здесь (если бы речь шла только о нас, то не стоило бы этого делать): это касается суверенных равноправных государств. Кстати, семь флагов еще находятся в этом зале. Хотя остались делегации только четырех или пяти азиатских республик, но флаги Беларуси и Российской Федерации еще здесь. Документ касается (я еще раз это подчеркиваю) не только нас, но и наших суверенных государств, которые вносили свою лепту в имущество Верховного Совета СССР на протяжении всех этих 70 лет. И сегодня одним махом, одним росчерком пера Президиум Верховного Совета Российской Федерации решил все это перечеркнуть. Позвольте зачитать текст.

«Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О некоторых вопросах, связанных с отзывом депутатских групп от РСФСР из Верховного Совета СССР».

В связи с созданием Содружества Независимых Государств, признанием его рядом других бывших союзных республик, а также упразднением на территории государств — членов Содружества органов бывшего Союза ССР и на основании Закона РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:

1. Передать в ведение Верховного Совета РСФСР все здания и сооружения, ранее принадлежавшие Верховному Совету СССР (в том числе жилые), лечебно-оздоровительные, медицинские организации и другие учреждения с их недвижимым и движимым имуществом, денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях. В этих целях создать ликвидационную комиссию.

2. Назначить Председателя Совета Республики Верховного Совета РСФСР Н. Т. Рябова председателем ликвидационной комиссии. Н. Т. Рябову совместно с Председателем Совета Союза Верховного Совета СССР К. Д. Лубенченко в двухдневный срок (я подчеркиваю: в двухдневный срок) подготовить предложения по составу ликвидационной комиссии и использованию имущества Верховного Совета СССР, в том числе находящегося на территории Московского Кремля. Представить в Президиум Верховного Совета РСФСР предложения, обеспечивающие реализацию статуса народного депутата СССР, избранного на территории РСФСР, а также оплату труда и компенсационные выплаты работникам Секретариата Верховного Совета СССР на период их высвобождения и помощникам народных депутатов СССР.

3. Центральному банку РСФСР, Банку внешней торговли РСФСР и Министерству экономики и финансов РСФСР в суточный срок взять на учет все денежные средства Верховного Совета СССР в рублях и иностранной валюте, помещенные в Госбанке СССР, Внешэкономбанке СССР, Министерстве финансов СССР и в других организациях и учреждениях СССР, расположенных на территории РСФСР, а также приостановить их использование до особого распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР.

4. Финансово-хозяйственному управлению Президиума Верховного Совета РСФСР (В. В. Желнину) совместно с Финансово-хозяйственным управлением Секретариата Верховного Совета СССР (В. В. Касаткин) обеспечить функционирование и сохранность имущества вышеуказанных зданий и сооружений, предприятий и организаций до принятия решения об их дальнейшем использовании.

5. Управлению охраны объектов высших органов государственной власти и управления РСФСР (И. Я. Бойко) принять меры по охране зданий, сооружений, предприятий и организаций и предотвращению любых попыток порчи, уничтожения, хищения имущества Верховного Совета СССР, находящегося на территории РСФСР.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР С. А. Филатова.

7. Настоящее Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов».

Я зачитал этот документ, хотя он и «не для печати», потому что это последний этап того беззакония, очевидцами которого мы были в эти дни. Причем это не только неконституционно — оскорбительно. И это шаг к противостоянию со всеми республиками Средней Азии и Казахстаном, делегации которых находятся здесь.

Теперь о дальнейшей нашей работе. Думаю, в этот зал «матрос Железняк» пока не войдет, хотя охрана выставлена. Видимо, сейчас мы просто обсудим наше положение. Я попытаюсь связаться с президентами наших республик, а один из моих заместителей пусть руководит заседанием. В частности, нужно принять Заявление. Во-вторых, хотя он и «не для печати», я хочу, чтобы данный документ был у них на руках, если, конечно, вы не возражаете против его передачи. Тем более перед встречей в Алма-Ате.

Может быть, обменяемся мнениями, товарищи? Кто хочет выступить? Пожалуйста, депутат Муканов.

Муканов С. К., член Совета Республик от Республики Казахстан.

Конечно, то, что было оглашено нашим уважаемым Председателем, вызывает не только возмущение — это, естественно, вызывает огромное недоумение. Я хотел бы в своем выступлении дать свою личную оценку того, что происходит, того, что мы делаем и как делаем, что реформируем и как реформируем.

Первое известие о создании СНГ повергло нас, казахстанцев, в очень сильное шоковое состояние. Потом, когда перед нами выступил наш Президент Н. А. Назарбаев, этот шок прошел. Я имею в виду выступление на закрытом заседании перед Верховным Советом Казахстана, когда он корректно и очень дипломатично снял напряжение в Верховном Совете, понимая, что нельзя возбуждать опасных противостояний с дружественными нам суверенными государствами. И это ему удалось: Верховный Совет Казахстана с удовлетворением воспринял идею создания Содружества Независимых Государств, но с некоторыми своими поправками. После этого мы приехали сюда с огромным желанием работать. И вот — выступление уважаемого Президента Украины Л. М. Кравчука, в котором он в таком, извините за выражение, менторском тоне дал понять, что он в Алма-Ату не поедет и подписывать ничего не будет.

Теперь хочу перейти к самому главному. А что изменилось в нашем государстве после крушения тоталитарного режима? Какие же изменения произошли? Да никаких изменений не произошло. Мы все радовались тому, что рухнула коммунистическая автократия. Но она, эта коммунистическая автократия, не рухнула, она изощренно перешла в другую — президентскую. И кто руководит этой автократией? Была партократия, а теперь «президентократия». Это уважаемые наши господа Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук, которые ни о каких других методах, кроме большевистских, не знают. Мне 40 лет, и разве я могу изменить сейчас свои убеждения, взгляды, принципы? Мне это сложно сделать. Могу ли я изменить ход своей жизни, в который вписались мои привычки, мои суждения, мои действия? А эти уважаемые товарищи вдруг изменились. Да нет, просто-напросто они в борьбе за власть обманывали нас с вами, обманывали народ наш и сейчас действуют методами матроса Железняка под прикрытием слов о всенародном референдуме, под прикрытием демократических лозунгов.

И вот сейчас зачитан этот документ. После вчерашних обсуждений я не верил, просто не хотел верить, что такое может происходить. Ведь те, кто подписывает такие документы, вносят разлад не только между государствами. А как же быть с людьми? Как быть со мной? У меня жена русская, я — казах. А дети мои — кто они? У них одна бабушка похоронена в Казахстане, а вторая — в Нижнем Новгороде. Но сейчас я, конечно, буду защищать интересы своей республики, интересы своей нации, интересы своего государства. Как бы то ни было. А ведь «кошка пробежит» между мною и женой, потому что она русская. Хочешь или не хочешь, но она привержена своей большой Родине. Об этом, видимо, ни Хасбулатов, ни Ельцин, ни уважаемый господин Кравчук не думают. Я считаю, что мы должны занять здесь жесткую позицию. Мы должны решать вопросы парламентским, демократическим путем и не идти против них. Конечно, против лома нет приема. Грубая сила уничтожается такой же силой, но этой силы у нас нет. И, должно быть, наша сила в единстве сидящих здесь.

Если эти уважаемые лидеры думают, что создали независимый союз государств, то они глубоко ошибаются. Пусть они подумают о том, что в Казахстане вместе с нами живут и также «болеют» за это 6 миллионов наших русских братьев. Пусть они подумают о том, что миллионы русских живут в республиках Средней Азии и сейчас с недоумением воспринимают происшедшее. Они об этом не думают, не думают о своем русском народе, который живет в Нижегородской области и у которого нет хлеба. Я очень эмоционально, наверное, выступаю, но хотел бы все-таки сказать о том, что должен сделать наш «усеченный» парламент, то есть Совет Республик.

Я М. С. Горбачева не поддерживал по многим позициям, но сейчас у него конструктивная позиция. Она именно в рамках конституционных законов. Поэтому мы должны заявить о своей поддержке линии Горбачева на реформирование структур нашего государства в рамках Конституции, в рамках Закона от 5 сентября. Это первое.

Второе. Мы должны заявить о том, что Постановление, которое принято Президиумом Верховного Совета РСФСР, является антиконституционным, не учитывает интересы других государств.

Третье. Мы должны заявить о том, что поддерживаем идею создания Содружества Независимых Государств, которая была провозглашена в Беловежской Пуще, но с одной поправкой: чтобы лидеры этих государств полностью восприняли заявление ашхабадской «пятерки». Другого быть не может.

И еще. Мы должны принять здесь (кстати, об этом уже говорилось в кулуарах уважаемыми депутатами из Кыргызстана) заявление к лидерам трех славянских республик (как они себя назвали), хотя Россия никогда не была славянской республикой. Они должны повлиять на свои парламенты, чтобы не противопоставлять их парламентам республик Средней Азии и Казахстана, так как ратифицированное ими Соглашение ставит в очень тяжелое положение нас и наших земляков. Заканчивая свое выступление, хотел бы обратиться ко всем членам парламента: мы должны проявить разум, доброжелательность, мужество и выдержку, не поддаваться провокационным заявлениям. И если нам суждено уйти отсюда, то уйти надо с достоинством.

Председательствующий. Товарищи, если вы согласны, то мы можем поступить следующим образом. У нас есть комитеты по юридическим вопросам и по межреспубликанским отношениям. Может быть, нам создать комиссию для выработки нашего отношения или текста Заявления по поводу решения российского парламента? Вы согласны с этим?

Пожалуйста, депутат Баймуратов.

Баймуратов У. Б., заместитель Председателя Совета Республик Верховного Совета СССР от Республики Казахстан.

Прошу прощения, но я буду выступать от имени депутации.

Уважаемые народные депутаты, коллеги! Я только что прибыл с сессии Верховного Совета Республики Казахстан (это теперь официальное название нашей республики). Поэтому я имею возможность изложить официальную точку зрения Верховного Совета Республики Казахстан.

Передо мной выступал депутат Муканов. Во многом он отразил позицию Верховного Совета, но в отдельных моментах изложил собственную точку зрения.

Прежде всего хочу вам официально сообщить о том, что Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный Закон о государственной независимости республики. Текст Закона я привез с собой. Кто хочет ознакомиться, может это сделать. Скоро он будет опубликован в республиканской печати.

Хотел бы ознакомить вас с преамбулой этого конституционного Закона. Я не буду все зачитывать, но отдельные моменты считаю своим долгом довести до сведения депутаций других суверенных государств. В ней подчеркивается, что Республика Казахстан уважает, признает приоритет прав и свобод личности, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека. Наша республика готова ратифицировать Всеобщую декларацию прав человека.

В преамбуле впервые подчеркивается, что признается право казахской нации на самоопределение и его осуществление, создается новое государство — Республика Казахстан.

В преамбуле говорится о решимости создать гражданское общество и правовое государство в Республике Казахстан.

Следующее положение преамбулы. Заявляется об осуществлении миролюбивой внешней политики, о приверженности принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения. По поводу ядерного потенциала в республике сейчас очень много, естественно, возникает вопросов. И ответ на них, по существу, содержится в данном конституционном Законе. Повторяю, мы привержены принципу нераспространения ядерного оружия и процессу разоружения. В этом, по-моему, содержится ответ Республики Казахстан на все вопросы, возникающие по поводу ее ядерного потенциала.

Уважаемые народные депутаты! Я уполномочен довести до вас позицию Верховного Совета по поводу ряда документов, принятых в самое последнее время. Наша республика целиком и полностью поддерживает идею создания Содружества Независимых Государств. Думаю, что она будет поддержана и другими суверенными государствами.

Наша республика полностью поддерживает Соглашение, принятое в Ашхабаде главами государств Средней Азии и Казахстана. Надеюсь, что вы знакомы с его основным содержанием.

Республика Казахстан в лице Президента республики Н. А. Назарбаева принимает все необходимые меры по скорейшему увеличению членов Содружества Независимых Государств. Было назначено совещание на прошедшую субботу, но оно не состоялось по ряду причин. Данное совещание назначено ныне на 21 декабря. Мы надеемся, что оно состоится, что Соглашение будет подписано по крайней мере восемью государствами (я имею в виду три государства, уже подписавшие его, и четыре государства Средней Азии и Казахстан, которые готовы подписать его). Но они имеют свои вопросы к данному Соглашению. Я полагаю, что депутации республик Средней Азии и Казахстана знакомы с ними.

Уважаемые народные депутаты! Нам не надо поддаваться сейчас каким-либо эмоциям. Призываю вас к максимальной политической выдержке. Не надо никаких заявлений делать в адрес какого-либо государства, в адрес руководителя того или иного государства. Мы не для этого здесь собрались. Наша задача — консолидация сил наших государств во имя создания новой интеграции государств. Поэтому просил бы воздержаться от каких-либо эмоциональных выступлений и оценок по поводу позиции того или иного государственного руководителя. Наша задача, я полагаю, состоит в консолидации наших усилий.

Уважаемые народные депутаты! Естественно, создание нового Содружества должно идти только конституционным, законным, цивилизованным путем — вот наша позиция. Она должна выдерживаться до конца: все этапы процесса достижения Соглашения должны проходить в рамках законности и самое главное — без нарушения суверенитета, без ущемления интересов того или иного государства. Вот это является важнейшим требованием к достижению нового Соглашения.

Мне кажется, наш Совет Республик сейчас мог бы провести хорошую позитивную работу в этом плане.

Во-первых, мы могли бы обратиться к государствам, к Верховным Советам с тем, чтобы содействовать достижению нового Соглашения, в том числе и в вопросе территориальных претензий. Закон Республики Казахстан исходит из того, что никаких территориальных претензий мы ни к кому не предъявляем и, соответственно, ни от кого таких претензий не принимаем. Мы стоим за целостность территорий каждого государства. Поэтому наш Совет Республик мог бы в этом отношении внести свой вклад, подчеркнуть, что территориальные претензии в настоящее время будут только мешать достижению нового Соглашения.

Во-вторых. Не все государства имеют соответствующие экономические законы по переходу к рыночным отношениям. В этих условиях законы, принятые Верховным Советом страны, могли бы быть применены суверенными государствами в переходном периоде, если они не противоречат их законодательству, конституциям, так как не все успели принять собственные законы по тем или иным вопросам перехода к рыночным отношениям.

Наш Совет Республик мог бы сыграть позитивную роль в тушении того пожара, который возник в межнациональных отношениях.

Уважаемые народные депутаты! Я еще раз повторяю, наша задача — содействовать процессу подписания нового Соглашения. К этому я вас призываю.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Моисеев.

Моисеев А. С., Председатель Комитета Совета Республик по регламенту, процедурным вопросам и делам палаты.

Уважаемые коллеги! Я разделяю мнение депутата Баймуратова о том, что нам сегодня надо быть очень взвешенными. Мы об этом говорим много, но, к сожалению, порой звучат невыдержанные выступления, которые могут сыграть очень нехорошую роль, особенно перед встречей в Алма-Ате 21 декабря.

Поэтому я прошу сегодня выступать только от имени депутаций. Я повторяю, что мы представляем наши парламенты, которые нас сюда делегировали. Поэтому давать частную оценку, тем более Постановлению Президиума Верховного Совета России, которое сегодня здесь зачитали... Это еще не мнение парламента того государства, которое представляет депутат. Давайте не будем сейчас на этом частном вопросе заострять внимание. Нам действительно можно создать группу и продолжить работать над Заявлением. Нас никто не упразднял, нас, еще раз повторяю, не отзывали. Так что мы можем работать конструктивно. Я предлагаю от имени депутации Республики Кыргызстан принять обращение к руководителям трех государств — России, Беларуси и Украины.

Вчера, как сказал наш Председатель палаты, уважаемый А. Т. Алимжанов, на встрече с М. С. Горбачевым много говорилось об этом. Мы знаем о том, что руководители наших пяти государств после ашхабадской встречи, проработав документ — минское Соглашение,— направили свои поправки и замечания в адрес этих руководителей.

В связи с этим, позвольте, я зачитаю вам проект нашего обращения.

«Обращение к руководителям трех государств.

Мы с пониманием отнеслись к подписанному вами Соглашению. Ваш Договор создает хорошую почву для экономического сотрудничества всех суверенных государств, изъявивших желание на ашхабадской встрече учредить всем вместе Содружество Независимых Государств. В связи с этим мы обращаемся к вам, уважаемые Борис Николаевич, Станислав Станиславович, Леонид Макарович, принять личное участие в алма-атинских переговорах 21 декабря, обсудить все предложения и поправки, направленные вам руководителями наших государств, и подписать алма-атинское Соглашение ради создания Содружества Независимых Государств.

Одновременно мы обращаемся к парламентам Беларуси, России и Украины — перератифицировать имеющееся Соглашение».

Я считаю, что сегодня нам надо принять обращение такого характера. Дело в том, что ашхабадское Соглашение парламенты наших пяти суверенных государств практически одобрили. Мне кажется, мы просто опоздаем, если сегодня опять будем принимать текст с одобрением, а вот такое обращение будет направлено в более конструктивное русло. Через несколько дней определится судьба Совета Республик, а до этого я предлагаю воздержаться от каких-либо эмоциональных «всплесков». После 21 декабря все будет ясно.

Председательствует Я. П. Гундогдыев, заместитель Председателя Совета Республик Верховного Совета СССР от Туркменистана.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Султанов.

Султанов Ш. М., член Совета Республик от Республики Таджикистан.

Уважаемые товарищи! Безусловно, оскорбительно не только для народных депутатов, но и для каждой республики, независимого государства то решение, о котором сегодня проинформировал нас уважаемый Председатель палаты, тем более что это происходит за три дня до начала встречи в Алма-Ате. Как известно, встреча в Минске была названа инициативной, открытой для того, чтобы другие независимые государства присоединились к Соглашению. Тем не менее вот такие акты, к сожалению, принимаются.

Я хотел бы предупредить уважаемых коллег и по части «успокоения». О чем звучат здесь призывы: не надо паниковать, надо быть менее эмоциональными и так далее. В части эмоций я абсолютно согласен, а вот в части успокоения я абсолютно не согласен — мы оттягивать решение больше не можем.

Дело в том, что слишком инертно, спокойно мы разворачивались эти два месяца, а в результате пожинаем сегодняшнее отношение к Верховному Совету — к сожалению, до сих пор мы себя так и не показали. Наверное, считанные часы остаются до того позорного акта, когда нас просто-напросто возьмут под охрану и выведут отсюда, как это делалось в недалеком прошлом с некоторыми другими работниками.

Я хотел бы внести ряд конкретных предложений.

Во-первых, руководителям депутаций сейчас надо оперативно выйти на свои республики, проинформировать президентов и посоветоваться, как относиться в дальнейшем к подобным актам со стороны независимого государства РСФСР.

Во-вторых, чтобы мы не ушли отсюда, действительно ничего не сделав, я предлагаю создать до начала обсуждения рабочую группу, которая взяла бы за основу тот проект, что сегодня нам роздан: «О правопреемственности и органах государственной власти и управления бывшего Союза ССР в связи с образованием Содружества Независимых Государств»,— с тем чтобы хорошенько поработать над этим документом параллельно с нашим Заявлением.

В документ в обязательном порядке надо включить вопросы: принципы существования Содружества, институты этого Содружества, вопросы правопреемственности. Но сделать это необходимо буквально сегодня с тем, чтобы мы сформулировали свое мнение в данном документе и попросили уважаемого товарища Алимжанова, Председателя Совета Республик Верховного Совета СССР, выехать с ним в Алма-Ату для того, чтобы он изложил мнение Верховного Совета и наше видение будущего Содружества в части представительных органов.

Председательствующий. Слово имеет депутат Нурмухамедов.

Нурмухамедов Г. К., Председатель Комитета Совета Республик по юридическим вопросам.

Мы вчера обсуждали проект Заявления, но решения по нему не приняли. Сейчас было предложено принять новое Заявление, дополнив вчерашнее Заявление. Уже 8 декабря было принято Соглашение о Содружестве, но никакого, к сожалению, официального документа ни Верховный Совет СССР, ни Совет Республик до сих пор не приняли. Давайте примем Заявление, которое вчера нам раздали, дополнив его своим отношением к сегодняшним документам Президиума Верховного Совета России. Проект документа Комитета Совета Республик по юридическим вопросам вам раздали. Потом можно будет продолжить его дальнейшее обсуждение на алма-атинской встрече. Я предлагаю включить в документ дополнение: «Совет Республик считает, что в сложившейся обстановке недопустимы антиконституционные подходы по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР. Необходим только правовой переход от союзной конституционной государственности к Содружеству Независимых Государств». Этим самым мы говорим, что есть Содружество Независимых Государств, которое Совет Республик поддерживает, так же как и ашхабадскую встречу. Необходимо дополнить, что в этой обстановке совершенно недопустимы антиконституционные подходы.

Может быть, сейчас надо собраться представителям республик по одному человеку от каждой республики, доработать это Заявление и принять его.

Председательствующий. Есть желающие выступить? Пожалуйста, депутат Якубов.

Якубов В. А., член Совета Республик от Республики Таджикистан.

Мне хотелось бы обратить внимание народных депутатов на ту ситуацию, которая сложилась к сегодняшнему дню. Да, мы можем эмоционально выступать, проводить анализ. Но мне просто хотелось бы обратить ваше внимание на небольшой факт, который заставил бы вас задуматься, как и с чем мы подошли к сегодняшнему дню. Вы знаете о том, что была эйфория по поводу августовских событий. Те события, которые происходят в последние дни, в ином свете высвечивают августовский переворот. Давайте обратим внимание на то, что были силы, которым необходимо было изолировать Президента от тех основных сил, которые его прежде поддерживали, для того чтобы можно было дальше лавировать и манипулировать такой громадной страной. Прежде всего ставилась цель изолировать Президента от органов государственной безопасности, МВД, армии, правительства. Что и было сделано. И когда Президент, по сути дела, остался один, некому встать на защиту Конституции и конституционного порядка. И в результате этого произошли те сложные изменения в нашей стране, свидетелями, очевидцами и участниками которых являемся и мы с вами.

Что же нам делать в этой ситуации? Да, можно, наверное, выражать и свое отношение, но я считаю, что для нас остался только один шаг — «хлопнуть дверью». Очень правильно сказал депутат Султанов о том, что необходимо принять Заявление сегодня же. Мы должны принять это Заявление и покинуть это здание, Кремль. Еще в пятницу, когда мы здесь обменивались мнениями и говорили, что после 21 декабря, когда руководители наших республик соберутся, будет принято окончательное решение, я обращал внимание депутатов на то, что написано в статье 14: «Деятельность органов бывшего Союза ССР на территории государств — членов Содружества прекращается». Я говорил, что мы придем, а нас часовые уже не пустят. Я встречался с работниками аппарата, которые в ту пятницу уже шли искать работу. Часть людей пришли сюда из старого аппарата ЦК КПСС, они говорят, что повторится то же самое, что было с аппаратом ЦК КПСС: придут, а там уже будут стоять ОМОН или какие-то другие спецслужбы, которые не будут пускать. Вы хотите такого позора, чтобы вас, народных депутатов, завтра не пустили в Кремль? Поэтому я считаю, что сегодня мы должны принять официальное Заявление и на этом прекратить работу до тех пор, пока снова не будет принято какое-то решение.

Сегодня практически и юридически признано, что Союза ССР уже нет. Сегодня у нас есть, понимаете ли, одно Содружество, которое создано в Минске, и второе, будем говорить, Содружество, которое создано в Ашхабаде. Мы не находимся пока ни в той, ни в другой структуре. Мы — представители Верховных Советов своих республик, но мы уже не представляем никакой союзный орган. Поэтому я считаю, что мы должны уйти с достоинством, выразив свое отношение к тем актам, которые нам сегодня зачитали.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Гукасов.

Гукасов Э. Х., член Совета Республик от Республики Казахстан.

Товарищ Баймуратов высказался от нашей делегации. Я хотел бы высказать свои соображения в дополнение к тому, что он здесь сказал. Я хочу призвать вас, уважаемые товарищи депутаты, уважаемые коллеги, к сдержанности и выдержке. До 21 декабря осталось три дня. Анализируя ту обстановку, которая складывается на сегодняшний день, я прихожу к выводу, что сегодня есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы создать какие-то трудности в достижении договоренностей 21 декабря. И мы можем своими конфронтационными действиями сыграть им на руку. Поэтому я призываю вас к сдержанности в эмоциях, выражениях и вообще в выводах, которые пытаются делать некоторые наши товарищи.

Мне думается, что мы подошли к такому этапу, когда каждый должен задуматься о своей ответственности и о том, чем может быть чревато неподписание Соглашения 21 декабря. Это, уважаемые товарищи, будет трагедией, если произойдет. Поэтому я просил бы всех вас очень тщательно продумывать то, о чем мы здесь говорим.

А вот что касается того частного вопроса, о котором здесь идет речь,— решения Президиума Верховного Совета РСФСР в отношении собственности Верховного Совета СССР,— то оно настораживает. Я больше вам скажу. Сегодня утром, когда я слушал программу «120 минут» и комментарии тележурналистов, у меня тоже внутри все бушевало, и я был настроен сделать такое конфронтационное заявление. Но думаю, что это вопрос частный. Сегодня в «Российской газете» вынуждены были дать комментарий о том, что эти решения принимаются не для того, чтобы помешать работать Верховному Совету СССР. Я думаю, что три-четыре дня ничего не изменят, не произойдет такого, что нас кто-то куда-то не пустит. А после 21 или 23 декабря мы соберемся, четко зная положение, обстановку, и примем те решения, которые нужно будет принять на тот момент. Прошу вас, уважаемые товарищи, прислушаться к этому.

Председательствующий. Слово — депутату Сайдахмедову.

Сайдахмедов И. М., член Совета Республик от Республики Узбекистан.

Я согласен со многими высказываниями коллег, но хотел бы добавить, что мы должны работать по-парламентски: никаких ультимативных подходов. «Хлопнуть дверью» будет не в нашу пользу. Мы должны доказать, что мы — парламентарии и действуем согласно Конституции и законам.

Что я предлагаю конкретно? Мы должны, не откладывая, принять Заявление. Народ должен нас услышать. Лидеров предостаточно, им предоставлены и пресса, и телевидение, а парламента не слышат. Ни слова вчера не передали с нашего заседания, но зато служба новостей «Вести» с тенденциозным подходом преподносит работу Совета Союза несуществующего Верховного Совета. Я думаю, что нам обязательно надо принять это Заявление. Необходимо, чтобы его официально опубликовали в печати и передали по телевидению. Это первое.

Второе. Мы должны в этом Заявлении отразить свое отношение к Содружеству, созданному тремя независимыми государствами.

Третье. Мы должны высказать свое отношение к алма-атинской встрече.

Четвертое. Парламентарии, оставшиеся в Верховном Совете от четырех республик, работают и ждут принятия правильных решений от независимых государств, руководители которых соберутся в Алма-Ате. Это будет, я думаю, по-парламентски.

И пятое. Многие товарищи, конечно, озабочены последними решениями, принятыми в Российской Федерации. Мы должны в Заявлении сказать, что этот путь — неконституционный, наоборот, идет конфронтация и между республиками, и между парламентариями. Один из пунктов в этом Заявлении должен показывать, что мы об этом знаем, и выражать наше отношение к этому неконституционному акту. Я думаю, что надо конструктивно перейти к обсуждению текста Заявления.

Председательствующий. Правильно. Слово имеет депутат Капаров.

Капаров М. К., Председатель Комитета Совета Республик по науке, культуре и образованию.

Мы в течение двух дней говорим об одном и том же. Сегодня несколько депутатов сделали очень правильное предложение — объединить два документа и через определенное время собраться. До этого, видимо, уважаемый Председатель Совета Республик переговорит с руководителями республик и у него будет какая-то информация. Поэтому надо собраться через два часа, а сейчас от каждой депутации выделить по одному или два человека для того, чтобы объединить то, что было сказано или роздано. А затем мы обсудим и примем какой- нибудь документ.

Председательствующий. Пожалуйста, Вам слово.

Атаджанов А. Р., заместитель Председателя Совета Республик Верховного Совета СССР от Республики Узбекистан.

Мы вчера обсуждали розданный всем проект Заявления. В нем выражено отношение Совета Республик к принятым документам Содружества и пяти республик в Ашхабаде. Обсуждение вчера было прервано. Руководители комитетов и самого Совета Республик встретились с Президентом СССР. Разговор был долгий. Председатель Совета Республик А. Т. Алимжанов подробно проинформировал нас о встрече, о том разговоре, который состоялся. Среди других мы ставили вопросы о том, что Президиум Верховного Совета РСФСР собирается подписать известное вам Постановление. В тот момент оно еще не было подписано.

В общем, как будто бы обговорили все. Но в то же время ничего не решили. А вот Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР сегодня получили. Это говорит о полном отсутствии внимания Президента СССР к тому, что мы высказали.

Россияне приняли такое решение, какое хотели, несмотря на то, что до встречи с М. С. Горбачевым наш Председатель палаты встречался с Председателем Верховного Совета России Р. И. Хасбулатовым и с другими руководителями. То есть отношение к тому, что мы с вами тут говорим, грубо говоря, наплевательское. Вы меня извините за такое выражение, оно непарламентское... Но к нему приходится прибегать, так как нет никакой реакции. Принятое Постановление ведет к роспуску парламента. Пусть через «взятие под опеку» зданий, сооружений, предприятий и организаций до принятия решений об их дальнейшем использовании. Это понятно, это только причина. А в самом деле распускается парламент.

Мне кажется, что нам необходимо принять Заявление, которое всем роздано, высказать к нему свое отношение в целом. Сейчас следует создать группу, чтобы она срочно отредактировала текст. В Заявлении надо обязательно сказать о незаконности этого Постановления, отметить антиконституционность таких методов выживания, выдворения. После внесения поправок Заявление необходимо принять.

Еще вчера я говорил нашему Председателю о том, что надо немедленно выезжать в Алма-Ату, принять участие в совещании 10 республик. И А. Т. Алимжанову, и К. Д. Лубенченко надо вылетать в Алма-Ату обязательно, чтобы они не стояли в стороне, а принимали активное участие в общественно-политической жизни, хотя бы в момент распада Союза, чтобы парламент до конца выполнил свою задачу.

И последнее. Очень правильно здесь говорил депутат Э. X. Гукасов — нам надо уйти от всяких эмоций. До 21 декабря осталось всего три дня. Поэтому официальный документ надо принять и обнародовать его. Пусть народ знает о позиции парламента. А после 21 декабря, после встречи наших президентов, мы, наверное, соберемся в последний раз. Вот тогда и вернемся к представленным нашим Комитетом по юридическим вопросам проектам закона или постановления, законно оформим самороспуск или создание нового органа типа Европарламента, скажем, Евроазиатский межгосударственный парламент. Ведь необходима какая-то парламентская структура Содружества. Это потом, на следующем этапе. Есть время тщательно отредактировать документы. А сейчас давайте быстро доработаем проект Заявления и примем его.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Мирзоев.

Мирзоев Р. З., заместитель Председателя Совета Республик Верховного Совета СССР от республики Таджикистан.

Уважаемые коллеги! Вчера в своем выступлении я говорил о том, что депутатская группа Таджикистана, получив проект Заявления Верховного Совета, подготовила некоторые поправки и изменения. Если вы позволите, я зачитаю их. Или давайте так. Координаторам депутатских групп мы вчера раздали свои замечания к документу. Просьба к группе, которую мы создадим для окончательной доработки Заявления, внимательно рассмотреть предложения нашей депутации. Это во-первых.

Во-вторых, хотелось бы высказаться по поводу поездки Председателя Совета Республик на совещание в Алма-Ате. Вчера этот вопрос на встрече с М. С. Горбачевым тоже поднимали, говорили о том, чтобы в совещании приняли участие руководители обеих палат — Совета Республик и Совета Союза. Но каким должен быть порядок участия в этом совещании? Наверняка без соответствующего приглашения председатели палат вряд ли смогут присутствовать там. Поэтому желательно, чтобы в своем Заявлении мы отметили, что уполномочиваем руководителей палат на это и просим глав государств пригласить председателей палат Верховного Совета СССР принять участие в совещании в Алма-Ате.

В-третьих, я думаю, что депутат Якубов из делегации Таджикистана говорил в основном по вопросам, которые его интересовали. Что же касается вопроса о том, как покинуть Зал заседаний Верховного Совета СССР, то я присоединяюсь к мнению коллег из Казахстана: до 21 декабря осталось буквально три дня, давайте подождем решения совещания в Алма-Ате, примем соответствующий документ и с достоинством уйдем.

Председательствующий. Уважаемые коллеги! Заканчиваем обсуждение. Я записал поступившие предложения. В большинстве из них говорится о том, что необходимо принять сегодня Заявление Совета Республик. Депутат Моисеев внес предложение о принятии обращения к руководителям трех государств. Предлагалось также, чтобы руководители делегаций переговорили с руководителями своих республик, собрались после этого и создали рабочую группу по подготовке соответствующих документов. Впрочем, переговорить с руководителями республик, я думаю, можно одновременно, параллельно. Поэтому уже сейчас можно создать рабочую группу с участием представителей республик. В частности, я попрошу депутата Нурмухамедова, чтобы он от Туркменистана принял участие в работе этой группы. От Таджикистана — Султанов, от Казахстана — Гукасов. Кто еще? От Кыргызстана — Эшимова. Итак, в списке рабочей группы — депутаты Гукасов, Султанов, Сайдахмедов, Нурмухамедов и Эшимова.

Теперь, что будем делать с обращением к руководителям трех государств? Наверное, текст его сейчас надо размножить, раздать депутатам, а после перерыва обсудить. Так? А для этого сделаем перерыв на один час.

Объявляется перерыв до 12 часов. Я прошу депутатов Гукасова, Султанова, Сайдахмедова, Нурмухамедова и Эшимову собраться здесь.

Алимжанов А. Т. У меня имеется следующая информация. Обсуждаемое нами Постановление Верховного Совета РСФСР опубликовано в печати. Текст его мы передадим по факсу руководителям республик. Все считают этот документ незаконным. Верховный Совет одной республики не может ликвидировать Верховный Совет СССР.

С места. Я обращаю внимание на высказанные предложения.

Председательствующий. Сейчас эти предложения рассматриваются. Все найдет отражение в Заявлении. Я еще раз прошу членов рабочей группы собраться.


(После перерыва)

Председательствующий. Уважаемые товарищи! Продолжаем работу. От имени рабочей группы слово имеет депутат Нурмухамедов. Пожалуйста.

Нурмухамедов Г. К. Уважаемые товарищи! Сейчас вам будет роздан текст проекта Заявления Совета Республик Верховного Совета СССР. Просьба ознакомиться с ним. А пока я его зачитаю.

«Совет Республик Верховного Совета СССР в составе входящих в него депутаций суверенных государств в итоге всестороннего обмена мнениями и оценки политической обстановки в стране заявляет:

1. Совет Республик поддерживает Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического, экономического кризиса, связанного с распадом прежнего Союза республик, и возникших в связи с этим дезинтеграционных процессов.

2 Совет Республик расценивает как важный конструктивный шаг встречу глав республик Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан в городе Ашхабаде, на которой было заявлено о позитивном характере минской инициативы и выражено стремление к координации усилий по формированию Содружества на основе равноправия его участников.

3 Совет Республик выражает надежду на энергичное продолжение с личным участием глав всех суверенных государств начатого названным Соглашением процесса формирования и укрепления Содружества Независимых Государств в интересах их народов и обеспечения прав человека.

4. Совет Республик считает, что переход от союзной государственности к Содружеству Независимых Государств, правопреемственность в деятельности Верховного Совета СССР и координирующих институтов Содружества должны осуществляться только на правовой основе. Недопустимы антиконституционные действия по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР».

Председательствующий. Можно поступить таким образом: принять данный документ за основу, после чего начать его обсуждение по пунктам. Нет возражений? Кто за то, чтобы принять проект Заявления за основу? Принято единогласно.

Есть вопросы к депутату Нурмухамедову? Пожалуйста.

Депутат (не представился). Мое предложение касается пункта 1. Слово «поддерживает» заменить словами «воспринимает с пониманием». Как вы понимаете, это несколько иной смысл.

Председательствующий. Гельдымурат Какабаевич, Вы сразу можете прокомментировать это предложение? Пожалуйста.

Нурмухамедов Г. К. Мне необходимо иметь для этого текст документа, подписанного главами государств Средней Азии и Казахстана. Важно проверить, какая там употреблена формулировка: «воспринимают с пониманием» или «поддерживают»?

С места. Там записано: «...с пониманием».

Нурмухамедов Г. К. Если там есть такая запись, то и мы должны с этим согласиться.

Председательствующий. Нет возражений? Надо ли голосовать? Понял вас, не надо проводить отдельное голосование.

Пожалуйста, депутат Баймуратов.

Баймуратов У. Б. У меня есть и редакционные, и достаточно существенные замечания по пункту 1. Политический и экономический кризис нельзя считать связанным только с распадом прежнего Союза. Тому много больше причин, чем названные. Не надо «привязывать» кризис к распаду Союза и дезинтеграционным процессам, которые идут в бывших союзных республиках. После слова «кризиса» нужно поставить точку. Не надо расшифровывать. Так будет короче и яснее. Да. (Шум в зале).

Председательствующий. Пункт 1 по предложению депутата Бай- муратова будет заканчиваться словами «...из острейшего политического, экономического кризиса». Нет возражений? Хорошо.

Есть еще замечания по пункту 1?

Депутат Моисеев пожалуйста.

Моисеев А. С. У меня редакционная поправка. Давайте снимем слово «реальной», оставив слова «гарантией выхода», потому что за реальность мы тоже еще не ручаемся. (Шум в зале).

Председательствующий. Минуточку, товарищи депутаты, давайте выслушаем мнение депутата Нурмухамедова.

Нурмухамедов Г. К. Суть предлагаемой поправки ясна. В принципе само слово «гарантия» и означает реальность, конечно. (Шум в зале). Поэтому смысл не меняется. Можно оставить так, как написано в предложенном тексте.

Председательствующий. Товарищи депутаты, согласны? Не будем голосовать? Значит, эта фраза остается в той редакции, которую предложила рабочая группа.

Депутат Муканов, Вам слово.

Муканов С. К. У меня предложение по пункту 2, вернее, по последнему предложению этого пункта.

Председательствующий. Давайте закончим обсуждение пункта 1. Есть еще изменения, дополнения?

Нурмухамедов Г. К. Пункт 1 теперь звучит таким образом: «Совет Республик воспринимает с пониманием Соглашение Республики Беларусь, РСФСР и Украины о создании Содружества Независимых Государств и считает его реальной гарантией выхода из острейшего политического и экономического кризиса».

Председательствующий. У кого есть предложения по пункту 2?

Пожалуйста, депутат Муканов.

Муканов С. К. После слова «равноправия» предлагаю добавить слова «и добровольности его участников».

Председательствующий. Каково Ваше мнение, депутат Нурмухамедов?

Нурмухамедов Г. К. Мое мнение таково: в Содружество никого «за уши» не тянут. Равноправие — это и есть добровольное вхождение в Содружество.

Председательствующий. Оставим так, как есть?

С места. Да.

Председательствующий. По пункту 3 есть вопросы, предложения, замечания, поправки? Нет.

По пункту 4 есть предложения?

Нурмухамедов Г. К. Были предложения в пункте 4 высказаться более резко. Мы думаем, что конфронтационные выражения тут не нужны. Нужно оставить текст на таком уровне. Это всем понятно. Только на правовой основе должны решаться все вопросы.

В заключение хочу сказать, что у рабочей группы есть предложение: в случае, если Заявление будет принято, срочно передать его текст по радиостанции «Маяк» для всех граждан Советского Союза.

Председательствующий. Одну минутку, есть еще вопросы?

Пожалуйста, депутат Жакупов.

Жакупов С., член Совета Республик от Республики Казахстан.

Думаю, последнее предложение — «Недопустимы антиконституционные действия по отношению к Верховному Совету СССР и Президенту СССР» — надо исключить.

Ведь было зафиксировано, что Содружество должно строиться только на правовой основе.

Нурмухамедов Г. К. Депутат Алимжанов зачитал Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР. Мы смогли выразить все только в такой форме. Потом мы разъясним, как все происходит на самом деле.

Председательствующий. Пожалуйста, депутат Баймуратов.

Баймуратов У. Б. Уважаемые товарищи, в конце первого предложения пункта 4 сказано: «на правовой основе». Это же поглощает формулировку второго предложения.

Вместо этого я бы предложил формулировку о соблюдении суверенитета независимых государств, их интересов. Я бы добавил: «с уважением суверенитета независимых государств — бывших союзных республик».

Председательствующий. Куда это предлагается вписать?

Баймуратов У. Б. В конце пункта 4.

Председательствующий. Зачитайте еще раз Ваше предложение.

Баймуратов У. Б. Я не буду зачитывать весь пункт 4, я зачитаю свое продолжение. После слов «на правовой основе» предлагаю дополнить положением об уважении суверенитета независимых государств бывших союзных республик с тем, чтобы соблюсти не только правовую основу, но и интересы государств.

Председательствующий. Дальше остается предложение «Недопустимы антиконституционные действия...»?

С места. Оставить как есть.

Нурмухамедов Г. К. Уважаемые товарищи, наверное, нам не следует увлекаться разъяснениями типа «на уровне Верховного Совета бывших республик бывшего Советского Союза». Мы тут говорили, что все связано с распадом Союза. Эта формулировка более удобна. Мы здесь еще сидим, еще работаем.

Баймуратов У. Б. Слова «с уважением суверенитета независимых государств» надо оставить. (Шум в зале).

Председательствующий. Я понял, что зал не поддерживает.

Пожалуйста, депутат Шпак.

Шпак Г. М., член Совета Республик от Туркменистана.

Уважаемые коллеги, я считаю, кроме необходимости подчеркнуть правопреемственность в деятельности Верховного Совета СССР, в пункте 4 или в другом месте надо записать: Совет Республик считает, что переход от союзной государственности к Содружеству Независимых Государств, их правопреемственность должны осуществляться на правовой основе. На ашхабадской встрече обсуждался вопрос о правопреемственности всех бывших республик бывшего Союза. Это очень серьезное наше упущение. В тексте это положение надо подчеркнуть.

Нурмухамедов Г. К. Упоминание о правопреемственности есть в пункте 2.

Шпак Г. М. Там упоминается о деятельности Верховного Совета СССР. Это мы о своем институте беспокоимся.

Нурмухамедов Г. К. Субъектами Верховного Совета СССР являются сейчас все 12 республик. Никакого документа, подтверждающего, что, допустим, Грузия или Молдова вышли из состава Советского Союза, в Верховном Совете не принято. Есть Постановление только по прибалтийским республикам. Этим и подразумевается правопреемственность всех государств, которые сейчас входят в состав Советского Союза.

Шпак Г. М. На территории бывшего Союза уже не действуют советские законы и Конституция. На ашхабадской встрече вопрос стоял о правопреемственности бывших республик наравне с членами Содружества Независимых Государств. Поэтому нам надо эту позицию очень серьезно подчеркнуть: не только правопреемственность Верховного Совета, но и правопреемственность независимых государств. На равной основе.

Нурмухамедов Г. К. Галина Михайловна, можно добавить — правопреемственность в деятельности Верховного Совета СССР.

Шпак Г. М. Нет. Здесь надо написать: Совет Республик считает, что переход от союзной государственности к Содружеству Независимых Государств, их правопреемственность... А в пункте о деятельности Верховного Совета надо отметить сохранение правовой основы в деятельности Верховного Совета... (переставить местами) и координирующих институтов Содружества.

Председательствующий. Уважаемые товарищи! Если мы согласимся с предложением депутата Шпак, то могли бы дать возможность рабочей группе сформулировать и внести поправку.

Пожалуйста, депутат Шпак.

Шпак Г. М. (не слышно)... «деятельность на правовой основе Верховного Совета СССР и координирующих институтов Содружества». Такое здесь уже есть, надо о правопреемственности, но не в деятельности Верховного Совета, а в Содружестве Независимых Государств.

Председательствующий. Товарищи, «с голоса» трудно понять.

Шпак Г. М. «На слух» действительно трудно понять, но это основа того, за что боролись и на ашхабадской встрече главы пяти государств, за то, чтобы три республики поняли, что правопреемственность — всех республик.

Председательствующий. Правильно, депутат Шпак, сформулируйте свои предложения, мы подождем.

Пожалуйста, депутат Мирзоев.

Мирзоев Р. З. Уважаемые коллеги! Сейчас нам дали Заявление Совета Союза. Для вашего сведения хочу зачитать: «Вся ответственность за неуправляемое развитие событий из-за вероятного осложнения положения внутри страны и международной обстановки в процессе создания Содружества Независимых Государств ложится на главы государств и парламенты членов Содружества.

В случае дальнейшего осложнения обстановки в стране народные депутаты СССР оставляют за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР».

Нурмухамедов Г. К. Я бы хотел подчеркнуть, что мы — Совет Республик. У нас источник совершенно другой. Мы исходим из ашхабадского Соглашения.

Председательствующий. Депутат Моисеев, Вам слово.

Моисеев А. С. Я просил бы правильно называть документ. То, что цитировалось,— это не Заявление Совета Союза, а проект заявления собрания народных депутатов СССР. У нас сейчас не собрание, а заседание Совета Республик, и мы должны принять свой документ.

Председательствующий. Депутат Шпак, у Вас готово предложение?

Шпак Г. М. «Совет Республик выражает надежду на энергичное продолжение с личным участием глав всех суверенных государств начатого названным Соглашением процесса формирования и укрепления Содружества Независимых Государств, их правопреемственности». Вот здесь надо записать: «В интересах их народов и обеспечения прав человека», и далее уже по тексту.

А пункт 4 оставить полным. Это очень важная основа. В пункт 3 прошу включить...

Председательствующий. Еще раз зачитайте текст своего предложения.

Шпак Г. М. Еще раз позволю себе зачитать: «Совет Республик выражает надежду на энергичное продолжение с личным участием глав всех суверенных государств начатого названным Соглашением процесса формирования и укрепления Содружества Независимых Государств, их правопреемственности в интересах их народов и обеспечения прав человека». А пункт 4 нужно оставить без изменения.

Нурмухамедов Г. К. Я думаю, что можно с этим согласиться.

Баймуратов У. Б. По пункту 4 прошу еще раз внимательно посмотреть. Мы здесь видим не весь Верховный Совет СССР. Это одна палата — Совет Республик. Это первое.

Во-вторых. Как мы можем говорить о Президенте страны? Мы можем говорить только о Верховном Совете СССР, и то — о Совете Республик. И поэтому слова «и Президенту СССР» надо исключить из этого текста. (Шум в зале).

Председательствующий. Кто по этому вопросу? Прошу Вас, депутат Сайдахмедов.

Сайдахмедов И. М. Я от рабочей группы. Мы обсуждали этот вопрос. До сих пор никто и не отваживался даже в составе палаты высказать откровенно свою позицию. Мы же в присутствии представителей пяти республик должны сказать свое слово. И это должно найти отражение в документе. Я имею в виду: по отношению к президенту и парламенту. Думаю, надо оставить это положение.

Председательствующий. Тогда придется голосовать. Вы настаиваете?

Баймуратов У. Б. Я считаю, что не надо эти слова здесь писать.

С места. Надо.

Председательствующий. Депутаты не поддерживают. Я могу предложить проголосовать. Кто за предложение депутата Баймуратова, считающего, что в конце пункта 4 необходимо снять слова «и Президенту СССР»? Понятно?

С места. Вы сперва проект поставьте на голосование.

Председательствующий. Уважаемые коллеги! Проект принят за основу. Депутат Баймуратов настаивает, чтобы проголосовали его замечание. Я правильно говорю?

Пожалуйста, депутат Баймуратов.

Баймуратов У. Б. Я считаю, что мы не можем выступать от имени Верховного Совета, потому что депутаты второй палаты здесь не присутствуют. Это во-первых. А во-вторых, защита Президента СССР не входит в функции нашей палаты. Мы защищаем интересы своих республик. В общем, нам надо было бы провести более представительное собрание.

Председательствующий. Но ведь мы и не говорим от имени Верховного Совета. Посмотрите начало фразы: «Совет Республик считает». Понятно? Итак, кто за предложение депутата Баймуратова, прошу голосовать. Не принимается.

Слово — депутату Султанову.

Султанов Ш. М. Уважаемые товарищи! У меня замечание к предложениям депутата Шпак. В пункте 3 слова «их правопреемственности» дополнить словами «независимых государств», потому что рядом есть выражение «своих народов». То есть нужна стилистическая правка. Затем после слова «государств» поставить запятую...

Председательствующий. Но ведь поправка депутата Шпак уже принята. А расставить запятые, внести стилистические правки сможет сделать рабочая группа.

Султанов Ш. М. Мы разве голосовали за поправку Шпак?

Председательствующий. Конечно.

Султанов Ш. М. Нет, мы руки не поднимали. Просто сказали: «Давайте...».

Председательствующий. Правильно.

Султанов Ш. М. Но все-таки стилистически здесь будет не совсем правильно.

Председательствующий. Повторяю, стилистику уточнит рабочая группа. Все будет нормально. Прошу голосовать. Кто за то, чтобы принять данный документ, то есть Заявление Совета Республик Верховного Совета СССР, с поправками и предложениями? Принято единогласно. Товарищи, обсуждение и принятие Заявления Совета Республик мы завершили. Я бы хотел задать вам один вопрос. Как будем работать дальше? У нас пока нет предложений. Может быть, проведем закрытое заседание? Согласны? Да. Тогда я бы попросил приглашенных товарищей покинуть зал.

Итак, сейчас у нас будет закрытое заседание.

___________





Отдел опубликования актов Секретариата Верховного Совета СССР

 Типография «Известий». Москва.Зак. 4416.

 
 
Электронная версия Стенограмм заседаний Верховного Совета СССР
создаётся с 26.01.2015
в пределах портала SSSR.SU